Профессия маркетолог: Что должен знать каждый маркетолог и чем занимается
Маркетологов часто путают со специалистами рекламы. Это мнение крайне ошибочно, потому что реклама и маркетинг хоть и похожи, но имеют все же максимальные различия.
Таким образом, в результате составления ошибочного мнения, маркетологи получают неожиданно новые обязанности. Из маркетолога могут сделать дизайна, рекламщика, пиарщика, оператора холодных звонков и много другое. Однако, маркетолог остается отдельным направлением профессиональной деятельности. Настоящий маркетолог должен уметь не так много как было перечислено выше, но и не так мало, сколько умеет секретарь в офисе.
Что же должен знать и уметь грамотный маркетолог
Несмотря на то, что работа специалиста по маркетингу не включает в себя работу с прямыми продажами, без умения продавать маркетолога сложно назвать специалистом в своей области. Действительно, основная работа маркетолога это анализ данных, поиск аудитории и способов привлечения клиентов, а уж выходить на улицу и привлекать клиентов должны другие люди. Однако, специалист не может считаться специалистом, если он никогда не работал с тем объектом, с которым ему предстоит работать ежедневно, в данном случае это потребитель.
Если стоит выбор между двумя людьми, один из которых закончил курсы по маркетингу и рекламирует себя как специалист в данной области, а другой имеет опыт в продажах и всего один законченный курс - лучше выбрать второго.
Маркетолог без опыта продажи равноценен официанту без знания меню в ресторане. Как и официант, который не сможет вам рассказать, есть ли в пирожном следы ореха, в случае если у вас аллергия, так и маркетолог не сможет рассказать клиенту о преимуществах продукта, если никогда не работал с клиентом.
Удивительно, но существует даже своеобразная граница между продажам прямыми и маркетингом. Стоит вспомнить само определение маркетинга. Маркетинг - средство поиска потребителей, которым данный товар нужен для удовлетворения собственных потребностей. Если маркетолог является хорошим менеджером по продажам, то как его остановит, как показать границу дозволенного, как объяснить, где заканчиваются его прямые обязанности. Это невозможно, потому что так таковой прямой границы нет.
Обязанности маркетолога
Маркетолог может написать план продаж после полноценного анализа данных с рынка, расписать все по полочкам, подготовить маркетинговые материалы, однако откажется делать тексты для сотрудников компании, для продающих сотрудников. С одной стороны это правильно, так как тексты уже относятся к рекламной компании, делать такие вещи должен рекламный отдел, с другой же стороны, это часть одного маркетингового плана, который создавался одним человеком, тонкости которого знает только создатель.
В таком случае маркетолог либо становится рекламщиком на некоторое время, после чего отдает тексты на редакцию в рекламный отдел, либо преподавателем, пытаясь объяснить сотрудникам последнего отдела, как им следует писать текст, что необходимо упомянуть, а что лучше опустить в данной ситуации.
Учитывая, что запросы современного общества быстро меняются, хороший маркетолог должен уметь подстраиваться под ситуацию. Например сейчас активно развивается онлайн маркетинг, а это отдельное направление, которому не учат в университете. Необходимо изучить его самостоятельно и внедрить в компанию.
Важность быстрой реакции, в первую очередь, здесь связана со снижением активности и эффективности рекламы офлайн формата. Чем быстрее маркетолог способен перенести своеобразную опору в Интернет, тем он лучше. Интересно, что профессия маркетолога не имеет разделений на интернет-маркетолога, последнее является отдельной профессией со своей специальностью.
Маркетолог, неважно это маркетолог в офисе или маркетолог в онлайн формате, должен обладать аналитическими способностями. Удивительно, но это прописано далеко не в каждой вакансии, а получив работу специалисты приходят в удивление, увидев то, что от них требуют. Также и директора, остающиеся в легком шоке от нового сотрудника, который имеет массу дипломов, но не понимает, что делает.
Маркетинг это анализ. Анализ рынка, конкурентов, эффективности компании и ее рекламы, спроса не производимый продукт. Поэтому важно говорить об этом, искать эту строку в резюме, читать по глазам будущего сотрудника, потому что в ином случае можно потерять даже то, что уже есть и работает.
Вполне вероятен прием на работу сотрудника без опыта продаж, без опыта в маркетинге как таковом, однако совершенно невозможно взять на работу человека, который не умеет работать с интернетом, не знает о социальных сетях или знает о них вскользь.
Заключение
Идеальный маркетолог должен уметь продавать, разбираться в двух составляющих маркетинга и обладать способностями к анализу.